Главная

Методики раннего развития детей

Ребенок приходит в этот мир, обладая лишь рефлексами и инстинктами. Перед всеми родителями стоит задача - адаптировать своё дитя к окружающей среде. Обучение ребенка бытовым навыкам - процесс трудный, но понятный. Другое дело - познакомить с основами искусства, науки, культуры. Открытие учёных об интенсивном развитии нейронных связей клеток головного мозга в период от рождения до трёх лет побуждает к ранним занятиям с ребенком. А книга «После трёх уже поздно», автором которой является Масару Ибука – японец, один из основателей корпорации Sony, долгое время изучавший психологию и педагогику, вызывает у родителя панический страх опоздать и не раскрыть в малыше творческий потенциал.

Особенности популярных методик раннего развития

Развивающие игрушки для малышей

Методик раннего развития немало, но лишь несколько из них продолжают развиваться после жизни авторов.

Методика Марии Монтессори

Идеям мадам Монтессори более ста лет, а ее дело продолжается во многих странах мира. Началось все с работы с умственно отсталыми детьми. В то время маленькие пациенты были изолированы от общества. С помощью насыщения их пространства специальными пособиями и бытовыми предметами Мария Монтессори добилась того, что ее ученики начали опережать в развитии сверстников.

Основным принципом методики Монтессори является самостоятельное изучение ребенком пособий, при этом педагог или родитель не вмешивается в ход изучения, а только может помочь разъяснениями, когда ребенок сам этого попросит.

Недостаток системы и одновременно ее достоинство то, что все пособия и приемы работы с ними тщательно выверены автором. Создать дома весь комплект сортеров, пирамидок, других предметов сложно. Поэтому пособия нужно либо покупать, либо отправлять ребенка в Монтессори-центр. Тем более что помещение для занятий нужно зонировать, а не у всех современных родителей есть возможность использовать больше пространства для ребенка. Еще одним недостатком можно назвать то, что при развитии интеллекта, логического мышления и сенсорики, творческая и эмоциальная сферы развиваются в меньшей степени. Также традиционная методика Монтессори отказывается от обучения с помощью чтения сказок и сюжетно-ролевых игр.

Принципы метода Глена Домана

Врач - нейрохирург Глен Доман ставил своей целью восстановить способность к обучению у детей с поражениями ЦНС. Сначала его целью было научить пациентов фокусировать взгляд, для чего детям демонстрировались карточки с красной точкой. Потом точку заменили на изображения предметов окружающего мира, стали добавлять надписи. Благодаря методике раннего развития дети, на которых официальная медицина поставила крест, начали показывать блестящие результаты в обучении.

Методика Домана построена на 4-х состовляющих:

  • Чтение;
  • Счет;
  • Физическое развитие;
  • Энциклопедические знания.

По утверждению автора данной методики, все развивающие занятия могут быть эффективны только во время максимальной активности коры больших полушарий, то есть до определенного возраста, 7 лет.

У данной методики есть и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести:

  • Развитие у малыша внимания;
  • Максимальное вовлечение родителей в занятия с детьми;
  • Интенсификация развития.

Но также и недостатки:

  • Очень малое время уделяется развитию двигательной активности, мелкой моторики, предметной деятельности;
  • Занятия с карточками Домана не развивают у ребенка логическое мышление, и не могут научить анализировать и систематизировать информацию;
  • В методики не уделено должного внимания развитию творческой составляющей и игровой деятельности;
  • Возможна перегрузка слабой нервной системы ребенка излишним потоком информации, которую ребенок не успевает усваивать.

Методика Сесиль Лупан

Это комплекс занятий, основанный на методике Домана, но доработанный и учитывающий индивидуальность каждого ребенка. Сесиль Лупан в своих книгах рекомендует общаться с новорожденным с самых первых секунд жизни и как только малыш начинает выговаривать первые слова, переходить к чтению, то есть примерно с года.

Основным принципом метода развития ребенка Лупан является мысль, что ребенку не нужно внимание-опека, а необходимо внимание-интерес, который должны предоставить любящие родители.

Данную методику нельзя назвать научной, но тем не менее каждая мамочка сможет взять на заметку некоторые занятия, упражнения и советы, тем более что в методике затрагивается и физическое развитие, и развитие интеллекта, и эмоциональная и творческая сферы, и все это при постоянном тесном контакте мамы и малыша.

Авторская методика семьи Никитиных

Новаторские идеи в педагогике в семье Никитиных начались с желания облегчить страдания годовалого сына, страдающего диатезом. Официальная медицина слабо помогала. Эксперименты родителей сложились в единую систему обучения, включающую в себя физические упражнения, занятия с рамками-вкладышами, раннее приобщение к труду. Никитины превратили воспитание своих семерых детей в увлекательный процесс, полный творчества. Система Никитиных включает в себя физическое развитие и закаливание, что конечно предполагает наличие в доме тренажеров и спортивных снарядов. Никитины были против любых устройств, способных, по их мнению, ограничить экспериментаторскую натуру ребенка, то есть коляски, манежы и т.д.

Основным принципом данной методики являются сенситивные периоды по Монтессори, то есть вовремя не развивать у ребенка определенные навыки, то они уже не достигнут оптимального уровня.

Преимущества методики: развитие детской самостоятельности, игра является обучающим приемом, физическое развитие, наличие специальных дидактических игрушек.

В недостатки можно вынести: закаливание считается экстремальным способом воспитания, особенно по мнению педиатров, неусидчивость ребенка из-за предоставленной возможности самому выбирать себе занятие.

Ранее развитие ребенка

Практические советы

Чтобы методики раннего развития не навредили, желательно соблюдать следующие правила:

  • Занятия должны быть интересны для малыша и мамы (или воспитателя);
  • Развитие должно быть всесторонним – включать физические упражнения, обучать бытовым навыкам, развивать чувство прекрасного;
  • Обучение должно быть постепенным, последовательным и постоянным;
  • Если ребенок отвергает предложенные занятия, не нужно доводить себя и его до истерики, лучше предложить другое занятие;
  • Нельзя превращать процесс обучения в автоматическое действие, важно сформировать у ребенка интерес, любопытство и любознательность;
  • Обязательно нужно учитывать социализацию и эмоциональное развитие ребенка, чтобы в итоге ребенок мог адаптироваться в обществе и нормально общаться со сверстниками.
  • Каждый ребенок индивидуален, поэтому родителям нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования и предлагать большое количество ненужной в данный момент информации, если ребенок еще не готов ее воспринимать, чтобы не вырастить в дальнейшем человека с нервными расстройствами.